Ирина Комиссарова

Телефон: 8-965-240-36-61

E-mail: irinaruss@list.ru

Интервью для журнала Moscow Dance – ноябрь 2009

Ирина Комиссарова – индийский классический танец Одисси

1. С кого возраста ты начал танцевать и почему тебя привлекло это?

Я с детства любила танцы, занималась немного бальными, современными, народными. Но как-то моя подруга попросила меня сходить с ней на пробное занятие по «восточному танцу». Что это, я себе даже не представляла. Моя подруга была разочарована, так как ожидала увидеть арабский танец живота, а это оказался классический храмовый танец. Она больше не приходила на занятия. Я же сразу влюбилась в этот стиль и стала увлеченно заниматься, не пропуская ни одного занятия. Мне было тогда 18 лет. Сейчас мне 25 и могу сказать, что за последние семь лет моя жизнь сильно изменилась.

Благодаря танцу я приобрела уверенность в себе, повстречала массу замечательных и очень дорогих мне людей, познакомилась с интереснейшей культурой Индии.

Я не могу ответить на вопрос, почему мне нравится индийский классический танец. Этот вопрос уже давно не стоит. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что Одисси – это не увлечение всей моей жизни, это смысл моей жизни.


2. Расскажи про первый выход на сцену (где тебе пришлось танцевать).

Мой первый выход на сцену, разумеется, был очень волнительным событием. Моя учительница не смогла прийти поддержать меня в тот день, поэтому я попросила свою подругу помочь мне одеться. Ведь обычно на то, чтобы сделать макияж, надеть костюм и все украшения, уходит около двух с половиной часов! А без сноровки и того дольше.

По большому счету, концерт был несерьезный, зрителей было всего человек 20 (это был какой-то детский утренник), да и танец мой был всего на пару минут по времени, но напряжение было велико. Я ужасно нервничала. Хотя станцевала я хорошо. Тогда я раз и навсегда усвоила, что на сцене ты всегда выдаешь тот результат, который наработала. Особенно в начале пути, когда концертного опыта мало, когда страх перед сценой затмевает ум и мысли путаются, начинает работать тело. И на сцене оно выдает именно то, чему ты его научил. Если ты хорошо поработал, то и результат будет соответствующий. Твое тело никогда тебя не подведет.

Чаще всего в начале ты танцуешь лучше на репетициях, а на сцене выдаешь только процентов 60-70 от того, что действительно можешь. Поэтому если хочешь выступить на сто процентов, должен тренироваться и готовить себя на все двести.


3. В каком жанре, направлении ты танцуешь? Почему тебя это привлекает? Расскажи подробнее про танец Одисси.

Я занимаюсь индийским классическим танцем. Это очень древняя и сложная форма танца, ей более двух тысяч лет. В Индии развито множество танцевальных направлений – народные, эстрадные и т.д. Однако классический выделяется среди прочих в первую очередь наличием четкой и упорядоченной системы – классификации основных положений тела, рук, ног, движений глаз, головы, шеи и т.д. Этой упорядоченной системой он сходен с двумя другими классическими формами танца – испанским фламенко и классическим балетом.

Классических танцев в Индии – семь стилей, они различаются по региональному принципу – по месту возникновения. Одисси - один из них. Одисси взял свое название от имени штата, где зародился, - Орисса. Это чудесный зеленый край на восточном побережье Индии, на берегу Бенгальского залива. Как и остальные классические стили, Одисси изначально исполнялся только в храме и был частью ритуала, молитвы, посвященной Богу. Так что суть танца достаточно религиозная. Однако он развивался, и примерно в 16-м веке Одисси стали исполнять на сцене, и тогда не только служители храмов, но и простые люди смогли увидеть это чудесное искусство. В мусульманский период Индии танец был почти уничтожен, но благодаря исследованиям и трудам индийских танцоров в 20-м веке произошло возрождение этой древней традиции, и сейчас танец предстает перед нами в том виде, в каком мы можем видеть его на сцене. Вообще история развития классических танцев Индии – увлекательная тема, требующая отдельного разговора.

Различают два аспекта танца – нритта и нритья. Нритта – это чисто технический танец, где движения абстрактны и не несут никакого смысла (как и в большинстве танцев мира). Нритья – это то, что отличает индийский классический танец от всех остальных. Это пантомима, когда танцор с помощью мимики и жестов передает содержание песни. Это самый интересный и трогательный аспект танца, он требует от танцора проявления актерского мастерства, эмоций, чувств, настроений. Очень интересно!

Одисси отличается от других стилей индийского классического танца лиричностью и утонченностью, изяществом и мягкостью изгибов тела танцовщицы, ее движения плавно перетекают друг в друга, словно вода, струящаяся по камням. Легкость и красота - вечные ее спутники. Очень часто у зрителей создается впечатление, что танцовщица на сцене просто отдыхает и наслаждается музыкой и движением в такт ритму... Однако это обманчивое впечатление. За каждым четким и отработанным движением, за каждой устойчивой позой, за каждым мягким изгибом тела, за каждой непринужденной улыбкой стоит огромная работа - работа тела и чувства! И не меньших размеров любовь и преданность своему делу, своему танцу, своему Одисси... Без этого никак!..


4. Расскажи про свой танцевальный опыт в Индии. Каковы особенности танцевальной культуры там?

Вместе в московской танцевальной группой «Одисси Дживан Нритья», участником которой я являюсь, мы несколько раз выезжали в Индию и принимали там участие в фестивалях индийского танца, организованных учителями Одисси.

Однако в первую очередь поездка в Индию для меня – учеба. Я регулярно езжу к своей гуруджи (учительнице), очень известной исполнительнице Одисси Суджате Мохапатре. Она замечательный человек, великолепный учитель и потрясающая танцовщица. Я считаю, мне очень повезло, что судьба свела меня с ней и у меня есть возможность время от времени ехать и учиться у нее.

Безусловно, танцевальная среда и культура в Индии кардинально отличается от западной. Для них танец, особенно классический, - это наследие и культура их предков. Индийцы свято чтят эти традиции и очень серьезно относятся к танцу. Они беспрекословно делают то, что велит им их учитель, ведь личность учителя в Индии превыше всего. Это не просто наставник, который учит тебя танцу, это человек, которому ты доверил свою жизнь, свою душу и свое развитие, в конце концов. Недаром известное четверостишие гласит:

Гуру - Брамха Гуру – Вишну

Гуру – Дева Махешвара

Гуру Сакшьят Прамбрамха

Тайсмейшри Гурувей Намаха,

что значит:

Гуру – и Бог-создатель Брахма, и Бог-хранитель Вишну, и Бог-разрушитель Шива (имеется в виду известная индийская троица – Тримурти)

Гуру – вся Вселенная, я поклоняюсь ему.

И это не просто слова. Ведь, подумайте сами, обучая ученика танцу, этому древнейшему искусству, которое вобрало в себя всю мудрость древних и которое отражает всю красоту человеческой натуры, гуру будто открывает для него весь мир, все мироздание, всю Вселенную.

Поэтому система «гуру-шишья» (учитель-ученик), когда ученик общается с учителем напрямую, занимается индивидуально, проводит с ним большую часть своего времени (а чаще всего просто живет в доме учителя), наиболее распространена в Индии, поскольку давно признана наиболее эффективной.

Государственные институты и академии танца в Индии тоже, конечно, есть. Обучение в них длится пять лет, также как и у нас, каждый год сдаются экзамены, по окончании обучения выдается диплом. Конечно, и у этой системы есть свои плюсы и минусы. Каждый выбирает то, что ему по душе.

Но в любом случае, если человек действительно хочет учиться этому танцу, крайне необходимо поехать в Индию, хотя бы один раз, если нет возможности проходить длительное обучение. Это нужно для того, чтобы увидеть все своими глазами, пропитаться духом Индии, прочувствовать, чем живет эта страна и ее люди, которые создали когда-то этот уникальный вид искусства.

Сразу надо сказать, учиться в Индии тяжело. Сказываются и климат, и бытовые неудобства, и непривычная острая еда, а главное – интенсивные тренировки, требовательность и строгость учителя, очень серьезные физические нагрузки. Но если вы будете стараться и доверитесь своему гуру, то результаты будут поистине значительными. Главное ведь – любить то, что вы делаете, и тогда любые трудности будут нипочем!

5. Расскажи про преподавательский опыт, почему ты решила обучать других танцу? Где ты преподаешь? Чего достигли твои ученики?

Мой преподавательский опыт значительно скромнее, чем непосредственно танцевальные заслуги. К сожалению, частые отъезды и поездки в Индию мешают иметь постоянную группу учеников. Однако я люблю учить людей тому, что сама умею хорошо делать. Периодически я веду занятия в культурном центре им. Джавахарлала Неру при посольстве Индии в Москве или даю индивидуальные уроки. Постоянная группа у меня около года.

Я считаю, что если человек научился делать что-то хорошо, получил ценный опыт, он обязательно должен делиться этим с другими людьми, иначе зачем он трудился и приобретал что-то. Если он закроет и спрячет эти знания в себе, то никакого толку от них не будет. Если человек действительно видит ценность в том, что он делает, у него должно возникнуть естественное желание приумножить это, то есть отдать это многим-многим людям, чтобы они в свою очередь тоже поделились этим с другими. Так искусство никогда не умрет, так оно будет жить вечно в сердцах и умах (и телах) многих поколений.

Задача учителя – донести до ученика искусство в его первозданном виде, отдать ему как можно больше, ведь иначе этот процесс будет напоминать снятие ксерокопии с рисунка. С каждым разом изображение все тусклее, бледнее, пока оно совсем не исчезает. Этого не должно произойти. Мы не можем этого позволить, ведь если танец сделал нашу жизнь такой прекрасной, пусть он сделает такой же прекрасной еще много жизней.

Мы, как танцоры, можем передавать искусство, как мне видится, по крайней мере, двумя способами - показывать его на сцене и учить ему людей. Поэтому в данный момент идет набор в мою новую группу для начинающих. Так что я приглашаю всех желающих присоединиться к нам и прикоснуться к этому чудесному искусству.

6. Твой кумир в танцевальной культуре? Почему именно он?

Мой кумир, как это ни банально это прозвучит, - моя гуруджи Суджата Мохапатра. Во-первых, надо сказать, что она признана танцовщицей №1 в Одисси. И этого она добилась очень нелегким трудом. Начав заниматься танцами в очень раннем детском возрасте (столь ранее начало обучения в Индии весьма распространенная практика), она посвятила изучению этого стиля более 30 лет. В 19 лет она встретила своего гуру, который впоследствии стал ее свекром. Суджата джи с завидной настойчивостью оттачивала каждое движение, каждое выражение лица, каждую позу. Она очень любила своего учителя и посвятила свою жизнь ему и его работе, посвятила жизнь танцу. Она отказалась от всего ради возможности танцевать, выступать и учить людей. Она бережно и свято хранит традиции и заветы своего учителя и несет их по миру, показывая свое мастерство и обучая танцу в Индии, Америке, Канаде, Англии, России, Германии.

Ее жизнь, внутренняя сила и бесконечная любовь к танцу просто вызывают восхищение!


7. Чего не хватает танцевальному миру в России? Что бы ты предложила?

Мне кажется, говорить о том, чего не хватает, просто не корректно. Общество развивается и поэтому все, что происходит, закономерно и естественно. Люди сами создают танцевальную культуру, и поэтому она является отражением их потребностей и интересов, проще говоря, самой культуры народа, состоянием души людей.

Если сравнивать с другими традициями, в частности, с индийской, то заметно различие в массовости интереса к танцу. В Индии, как говорится, танцуют все. И в деревнях, и в городах, умело и просто от души, просто потому, что таково их внутренне состояние, они так выражают свои эмоции. У нас же в России люди более замкнутые, они больше сосредоточены на своих проблемах, и танцевать часто просто некогда, да и настроения нет. Но я бы не стала называть это проблемой, это просто различие – у нас другие люди, другая жизнь, другое отношение к этому вопросу.

8. Некоторые считают, что, когда танцор начинает брать деньги за свои танцы, он перестает им быть. Как считаешь ты? Почему?

Танцор не может перестать быть танцором, но вполне может перестать быть человеком, если умрет от голода. Такой же вопрос, если уж на то пошло, можно поднимать в отношении любой профессии, а человек всегда будет чувствовать себя виноватым, когда берет деньги, но только, если он в глубине души считает, что деньги – это зло. Деньги не зло, это просто бумага. Мне кажется, зло находится внутри человека, в его мыслях и чувствах, и деньги здесь ни при чем. Танцоры тоже люди, им тоже нужны деньги, тем более, если они делают танец своим основным видом деятельности и не имеют других источников дохода. Даже если человек бескорыстно хочет учить других, то в современных условиях ему нужно хотя бы платить за аренду того зала, где он ведет занятия, а она, как вы знаете, очень недешевая. И, кроме того, я считаю, что все в жизни имеет свою цену, а тем более труд и мастерство человека, танцора или любого другого специалиста.

9. Расскажи курьезный случай, связанный с тобой и танцами.

Был один момент, который мы часто вспоминаем. Когда мы ездили в Индию участвовать там в фестивале, мы должны были ехать из Дели на поезде в другой город. Нас было 11 человек, и собирались все в установленном месте, где нас ждала машина, чтобы отвезти на вокзал. Кто-то припозднился, и пока все собрались, выяснилось, что до отправления поезда остается всего 20 минут. Машина, на которой мы должны были ехать (таких много в Индии) была похожа на нашу «Волгу» 60-х годов, и места в салоне было не так уж много. И вот когда мы поняли, что на две ходки уже времени нет, мы стали спешно утрамбовываться в нее, причем вместе с багажом. Если учесть, что нас было 11 человек, и у каждого был как минимум 1 чемодан, то, вероятно, зрелище было не для слабонервных. Водитель, прижатый к рулю, только косился на нас и хмыкал всю дорогу до вокзала. Мы еле успели вскочить в поезд. До сих пор не можем понять, как мы вообще смогли физически поместиться в такую небольшую машину… Чудеса!


10. Твои пожелания читателям "Moscow DANCE".

Дорогие читатели! Я от всей души желаю вам найти себя, я желаю вам найти то направление танца, в котором вы лучше всего сможете раскрыть свой талант. Я надеюсь, что вы уже открыли для себя волшебный мир танца, и он приносит в вашу жизнь только радость. Если еще нет, тогда вперед!

1. С кого возраста ты начал танцевать и почему тебя привлекло это?

Я с детства любила танцы, занималась немного бальными, современными, народными. Но как-то моя подруга попросила меня сходить с ней на пробное занятие по «восточному танцу». Что это, я себе даже не представляла. Моя подруга была разочарована, так как ожидала увидеть арабский танец живота, а это оказался классический храмовый танец. Она больше не приходила на занятия. Я же сразу влюбилась в этот стиль и стала увлеченно заниматься, не пропуская ни одного занятия. Мне было тогда 18 лет. Сейчас мне 25 и могу сказать, что за последние семь лет моя жизнь сильно изменилась.

© 2013, Мария Шмелева

© 2013, Ирина Комиссарова

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz